Почему бизнесу нужны добрые дела? 08.07.2014 / Новости У каждого свой путь к благотворительности. Разные жизненные ситуации формируют совершенно новый взгляд на привычные вещи. Когда к человеку приходит потребность «создавать во благо» - меняется не просто мировосприятие – меняются и ценности, которые раньше казались непоколебимыми. Фонд «Разные дети» существует уже четыре года. За это время мы не только добились огромных успехов, но и столкнулись со множеством сложностей, препятствий, затруднений, были и неудачи. Но мы всегда твердо верили в то, что делаем, и вдохновлялись теми, кто неустанно идет вперед и делает мир лучше. Генеральный директор Фонда «Разные дети» Сергей Долгов - о социальной ответственности, российской благотворительности и главных задачах нашего Фонда. Понимание того, что бизнес не может быть сам по себе, а общество – само по себе, пришло ко мне много лет назад. Моя первая поездка в детский дом поразила меня до глубины души – я понял, что ничего не знаю о судьбах детей, которые по разным причинам стали сиротами, о том, как беспросветна их дорога, как мало шансов у них стать самостоятельными и осознанными личностями, о том, что опека над ними, которая была когда-то поручена государству, превратилась в конвейер загубленных человеческих душ. Мало кто знает, но по статистике лишь 10% выпускникам интернатов удается добиться какого-то успеха в жизни – остальные медленно погибают, теряются в криминальных сводках и пропадают, как будто их никогда и не было. Задумайтесь, как страшно звучит: у нас такая богатая страна, что ежегодно может пускать в расход не только триллионы бюджетных денег, миллионы баррелей нефти, но и сотни тысяч детей? Когда рядом идет война, никто не остается равнодушным. Но когда в мирное время погибает столько детей, когда пропадают без вести люди, вырубают леса и обижают стариков – как можно оставаться безучастным к этому? Безусловно, вы никому ничего не должны и, если вы считаете социальную ответственность пустым делом – это ваше дело, но ведь беда может коснуться каждого. Один мой знакомый бизнесмен никак не хотел признавать, что благотворительность нужна, а слабым требуется помощь – этот здоровый и неглупый мужчина заявлял, что от детей с врожденными диагнозами типа ДЦП нужно избавляться как в Спарте. Но, лишь когда у него родилась дочка с диагнозом «Синдром Дауна» и ему потребовалась помощь - а помочь смогли только в специализированном центре, существующим, как и наш фонд, на частные пожертвования - тогда он впервые осознал, как важно иметь возможность обратиться к тем, кто профессионально занимается «добрыми делами» и для кого это цель всей жизни. «Разные дети» нужны миру! Как и многие другие предприниматели, я не раз задумывался о создании благотворительной организации, искал людей, которым это могло быть интересно, но для того, чтобы у группы людей что-то получилось, их должно что-то очень сильно объединять: мне повезло, что я встретил свою будущую жену Татьяну Яковлеву и нашего третьего учредителя Романа Козака, а позже и всех остальных сотрудников фонда, с которыми мы принялись за системную работу по изменению судеб детей. Это огромная удача, когда ты имеешь возможность работать с единомышленниками, в которых абсолютно уверен, знать, что их желание помочь ребятам наполняет смыслом все, что мы делаем. Как работает фонд Благотворительная организация в чем-то похожа на коммерческое предприятие – у нас тоже есть бизнес-планы, регламенты, стратегии, мы думаем о том, как сделать счастливыми наших клиентов – детей, а также тех, кто им помогает - взрослых. Мы много делаем для того, чтобы повысить качество наше работы. И точно также мы платим налоги, аренду и отчисления в соцстрах. И здесь не идет речь ни о каких послаблениях и льготах, поэтому многим организациям, похожим на нашу, приходится бороться за жизнь и работать зачастую вопреки обстоятельствам. В идеале, бизнес и государство нанимают благотворительный фонд для выполнения важных социальных работ, на которые у них не хватает сил и времени. Однако на практике все обстоит по другому – неравнодушные люди видят, что кому-то требуется помощь и самоорганизуются в общественную организацию, которая в меру своих сил исправляет ошибки и проблемы государства. А чтобы выжить и помочь как можно большему количеству людей ей приходится заниматься фандрайзингом – привлечением средств от других неравнодушных людей. Наш Благотворительный Фонд «Разные дети» ориентирован на инклюзивное образование, и это касается обоих наших проектов. Ведь интернат - это такая воронка, куда попадают дети уже не в очень хорошем состоянии, а выходят, может быть, еще в худшем. Ребенок из интерната разительно отличается от ребенка из семьи. В институт он, скорее всего, не поступает, общаться умеет плохо. Задача нашего фонда в том, чтобы дети, попадая в эту воронку, все-таки шли на улучшение: поступали если не в вуз, то в колледж, к моменту выхода из интерната обладали хотя бы какой-то самостоятельностью, смогли бы найти себе достойную или хотя бы доступную профессию. Видите, как много этих «хотя бы»? Это очень непростая задача – подготовить ребенка из интерната к выходу в социум. Конечно, мы понимаем, что вся ситуация требует глобальных перемен, которых мы пока не в силах добиться: чтобы интернатов не было или стало как можно меньше за счет того, что поток детей, попадающих туда, был бы перенаправлен в семьи. Тех же, кто все-таки попал в интернат, на выходе оттуда должны ждать хорошие вакансии, ВУЗы, новые связи, контакты, друзья, но главное, конечно, все равно семьи. Мы понимаем, что это не близкий путь и впереди годы работы. Поэтому мы активно участвуем в работе Коалиции НКО и Общественной палаты, чтобы постараться изменить ситуацию в корне. Второй проект Фонда - «Солнечные дети». Мы полностью оплачиваем коррекционные занятия 27- ми детям с ограниченными возможностями здоровья. Однажды познакомившись с ребенком с синдромом Дауна, я увидел, насколько эти дети, несмотря на их тяжелый диагноз, светлые, и насколько человеческое незнание, отторжение, страхи больно ударяют по ним и по их родителям. Нам захотелось что-то поменять в этом направлении. Тогда уже у нас был ресурс в виде созданного Татьяной центра «Радуга», и мы стали открывать в нем инклюзивные группы. Мы изначально исходили из концепции максимальной эффективности нашей деятельности, чтобы результатом была действительно лучшая жизнь этих детей - не материальная, а человеческая. Как говорится «Можно дать рыбу, а можно дать удочку». Так вот мы даем удочку и учим, как ей правильно пользоваться. К нам стали обращаться родители детей с синдромом Дауна, которые долго и безуспешно искали какую-то помощь для своих детей — и в наших группах они нашли то, что искали: возможность развития для своего ребенка, надежду на их лучший контакт с ребенком и ощущение, что они не одиноки. Многие приходят к нам как за «последней надеждой», и мы пока еще не отказали никому – все наши подопечные показывают отличные результаты в своем развитии, начинают ходить, говорить, поступают в школу. Благотворительность вместо сувениров. Образование вместо игрушек 10 лет назад движение «Благотворительность вместо сувениров» заставило многие компании пересмотреть свою социальную политику и отношение к проявлению милосердия. Однако, лавина корпоративных подарков, которая направилась в сторону детских домов, чуть было не погребла под собой саму идею благотворительности – миллионы ненужных игрушек, тонны конфет и сотни телевизоров и игровых приставок стали «индульгенцией» для людей, не желающих вникать в проблемы детей, а сами вещи заменили сиротам внимание, общение, заставив их поверить в том, что им все должны и что поток «одноразовых» людей с подарками – это и есть жизнь. В итоге выпускник интерната ничего не знает о том, как жить за его пределами, не умеет покупать продукты в магазине и считать сдачу, готовить себе еду и устраиваться на работу. Да и работать он не особо хочет – ведь все предыдущие годы государство исправно снабжало его минимумом необходимого, а щедрые люди – безделушками и деньгами. И вот после выхода из интерната ребенок внезапно становится никому не нужен – все льготы со стороны государства заканчиваются, а вчерашние дарители куда-то теряются – ребенок внезапно становится никому не нужен. Именно поэтому одной из целей нашего фонда является не только помощь таким детям в поиске себя с помощью профориентации, социальной адаптации и подготовки к поступлению в колледж, но и донесение до взрослых людей и серьезных компаний необходимости вкладываться не в развлечения для детей, чья жизнь итак перенасыщена впечатлениями, а в образование и развитие личности. Очень многим детдомовцам не суждено найти приемных родителей и у них есть шанс выжить, только если они будут учиться и готовиться к выходу в большой и не слишком дружелюбный мир. И если детям семейным в этом помогают родители и друзья, то ребята из детского дома один на один со всеми взрослыми проблемами. Если им вовремя не протянуть руку и не стать их наставниками – они могут просто не дожить до своего 20-летия. Помогать может каждый Некоторые считают, что начинать делать добрые дела можно, только когда ты всего добился и заработал достаточно денег, то есть «помогать от избытка». Они ошибаются. Все больше молодых предпринимателей и создателей стартапов закладывают в свои бизнес-планы строку «благотворительность», хотя ни в одном стандарте этого не прописано. Более того, волна волонтерского движения собирает не только бизнесменов и менеджеров, но и врачей, учителей, студентов и даже школьников. Люди, которые не имеют возможности собрать достаточно средств или выделить свое время, устраивают благотворительные дни рождения, зовут помогать сотрудников и друзей, рекомендуют сотрудникам фондов своих знакомых. Россия постепенно перемещается вверх с позиции «страны с одной из наименее развитых систем благотворительности в мире» (по статистике 2010 года 137 место) и начинает свое движение к осознанной благотворительности. Есть поговорка, что всех денег не заработаешь, а все цифры в бизнес-планах рано или поздно сходятся. Поэтому сегодня для развития бизнеса, для доверия партнеров и сотрудников гораздо важнее, по каким принципам люди живут и выстраивают отношения с другими людьми. На эту тему недавно вышла отличная книга Тони Шея «Доставляя счастье» - как бизнес по производству обуви превращается в мировое движение последователей добрых дел. Ведь рано или поздно ситуация пойдет не так, наступят проблемы — и опыт показывает, что в сложных ситуациях общие ценности сближают и помогают преодолеть кризис лучше любого бизнес-плана. Постепенно все больше людей осознали, что роль бизнеса во многом состоит в том, чтобы сделать мир лучше для каждого из нас. Поэтому я обращаюсь ко всем, кто читает этот текст с предложением стать нашими партнерами, вместе с которыми мы будем реализовывать долгосрочные профориентационные и образовательные программы помощи воспитанникам и выпускникам интернатов, а также детям с ограниченными возможностями. Если вы задумывались о том, чтобы на постоянной основе начать вовлекать в социальную ответственность своих сотрудников, клиентов и партнеров – мы готовы помочь вам в этом и вместе начать делать добрые дела! Я буду рад встретиться с вами и обсудить возможные форматы взаимодействия. Пусть удача сопутствует вам во всем! Краткая справка: Благотворительный фонд «Разные дети» создан в 2010 для помощи детям с особенностями в развитии и воспитанникам и выпускникам интернатов. За время существования 128 детей с тяжелыми диагнозами со всей страны получили помощь специалистов фонда. Для воспитанников Интерната №55 (Москва), Удельнинской коррекционной школы-интерната (МО) и Детского дома «Ровесник» (Иваново) разработаны и реализуются долгосрочные программы профориентации, социальной адаптации и образования, а также поддержки выпускников. Среди партнеров Благотворительного фонда «Разные дети» - Связной, Моне, ПРИОРИТЕТ, Корстон, Успенский Ралли Техника, GrandGift, Steamray, Eva Collection, У Сервис +, Агентство социальной информации, РИА-Новости, Передвижник, IBM, ФГ «Лайф», Кофеин. Фонд поддерживают Оскар Кучера, Александр Ф. Скляр, Татьяна Юмашева, Алексей Паперный, Дженни Бергрен (Ace of Base). Фонд активно участвует в работе Общественной палаты и Российской Коалиции НКО. С 2011 года Благотворительный фонд «Разные дети» является VIP-партнером Внешторгклуба. Сергей Долгов – бизнес-консультант, тренер, генеральный директор коммуникационного агентства "Ти-Кэр", соучредитель Российской Коалиции НКО. Возглавляет проект «Академия» Финансовой группы «Лайф», преподает в Высшей Школе Экономики, является экспертом Общественной Палаты РФ и Международного форума «Мосинтерфин» по социальной рекламе, благотворительности и устойчивому развитию бизнеса. Член Speakers Academy и Ассоциации тренеров ДеБоно. Персональный сайт - www.sergeydolgov.com