Пользуются красками, но пишут - чувствами. 02.04.2014 / Новости На днях в ЦДХ закончила свою работу выставка художника с синдромом Дауна Сергея Шестакова, которая вновь напомнила широкой общественности о жизни особенных людей в России. Мы попытались выяснить , что такое феномен художественного творчества у человека с ограниченным возможностями здоровья и понаблюдали, как в «Радуге» свои первые картины создают «солнечные дети». Выставка в ЦДХ вобрала в себя все работы художника Сергея Шестакова, созданные с 2012 по 2013 год. Шестаков рисует уже довольно давно, одна из излюбленных тем художника - это подмосковное лето. Сергей каждый сезон выезжает к себе на дачу и создает натюрморты, дневные и церковные пейзажи. Пишет Сергей Шестаков гуашью. Краски в его работах - легкие, светлые, летящие. Шестакову удивительно удается чувствовать цвет – на холстах мы можем увидеть нежный кремовый, глубокий багряный, насыщенный золотой и радостно - розовый. Картины с примитивистским сюжетом необыкновенно преображают действительность вокруг, наполняя пространство каким-то необъяснимым лучистым светом. То ли это от того, что написаны они с неподдельной любовью и искренностью, то ли дело в магической легкости, которая поднимает настроение каждому. Картины Шестакова создают вокруг себя магнетическую атмосферу - и это факт. Из арт - хроник Миру известно как минимум три художника с синдромом Дауна. И у каждого из них свой собственный стиль, который уже стал частью современной арт-истории. Живопись американец Реймонд Ху начал изучать в далеком 1990-ом году. К тому времени он уже делал свои первые шаги в изобразительном искусстве. Реймонду удалось разработать свой собственный стиль - это своеобразная анималистика, яркая, живая и невероятно красочная. Пишет художник чернилами, акварелью или тушью на рисовой бумаге. Реймонд Ху фокусирует внимание на особенных чертах животных, наделяя привычные образы настоящим человеческим характером. Краски в творчестве Ху особенно живые и объемные, а глубокие и выразительные оттенки словно бы обретают новый художественный язык. Реймонд Ху обладатель огромного количества призов и наград. Кроме того, городской совет Окленда (Калифорния) объявил день 20-е августа днем Раймонда Ху. Всего у художника было около 8-ми выставок в различных галереях США. Одну из лучших представительниц арт- брюта (искусства «особенных людей») еще в раннем возрасте родители отправили в заведение для душевнобольных. У Джудит Скотт, девочки с синдромом Дауна, обнаружили глухоту и посчитали ее необучаемой. Поэтому до 42-ух лет, находясь в лечебнице, женщина была полностью асоциальна. Но опеку над Скотт оформила ее сестра, и Джудит переехала в Калифорнию, где люди с теми или иными особенностями имеют право получать образование. В Калифорнии Джудит посещала художественный центр, работала с красками, а потом начала создавать скульптуры из ниток для шитья. Это заметили преподаватели и снабдили Джудит материалом - так женщина стала каждый день работать над скульптурами. Тотемные столбы, части человеческого тела, коконы и гнезда - произведения Джудит поражали сложностью своей формы. В скором времени художница получила известность - цены на ее работы достигали 15 000 долларов. Скульптуры Джудит выставлялись в Нью-Йорке, Чикаго, Балтиморе, Париже и Праге. Умерла Джудит Скот в возрасте 61 года. При рождении врачи говорили, что она проживет чуть больше 10-ти лет. А силы жить художнице подарило творчество, большой каждодневный труд и вера в то, что она нужна людям! Майкл Джонсон - настоящий профессиональный художник. Помимо галерейных работ, он выполняет частные заказы, создает иллюстрации для различных каталогов. Живопись для Майкла - это вся жизнь. В те моменты, когда Майкл не может рисовать, у него резко портится настроение. Зато он испытывает необыкновенное счастье и гордость, когда видит готовую картину в раме. Будучи юношей, Майкл ходил в мастерскую для инвалидов, и в один день преподаватели заметили, что у парня получаются интересные работы. Тогда его спросили о том, хочет ли он стать художником, на что Джонсон ответил: «Я - художник». Майкл начал каждый день работать в студии, он создавал красочные абстракции, которые поражали своей многогранностью. Однако ничего больше рисовать у Майкла не получалось, и тогда стало понятно: парню необходимо уйти от абстрактного искусства к сюжетной изобразительности, что для человека с синдромом Дауна означало сменить вектор собственного мышления и восприятия. Больше года Майкл изучал живопись. Это вдохновило его на создание работ в совершенно новых для него жанрах - пейзаж, натюрморт и даже портрет, принесших известность художнику не только в Америке, но и во всем мире. Рисование - определенный процесс в развитии ребенка. Каждого, в независимости от возможностей его здоровья. У солнечных деток процесс освоения художественного творчества индивидуален. Зачастую на начальных этапах педагоги используют нетрадиционные техники рисования, например, рисование пальчиками или ладошкой. Но также материалом может стать и простая толстая кисть. Важно отметить, что на ранних стадиях сам процесс художественного творчества может исчисляться буквально минутами - все зависит от настроения ребенка, его заинтересованности в предмете и уровня концентрации внимания. Ольга Потапова, методист детского центра «Радуга», на базе которого реализуется проект «Солнечные дети»: Рисование - одно из направлений развития личности. Наши педагоги развивают интерес к предметной деятельности - детки начинают замечать предметы вокруг себя, происходит первый этап социализации. Педагог предлагает различные формы, средства для развития, одним из них и является рисование, когда ребенок манипулирует с предметами и видит результат своих действий. Но для того, чтобы ребенка заинтересовать, нужно проделать большую работу - у детей с ограниченными возможностями отсутствует познавательный интерес, а если ребенок в норме, то он сам начинает интересоваться. Здесь очень велика роль педагога. Я не отделяю детей с ОВЗ и обычных. Видеть красочный продукт своей деятельности доставляет огромное удовольствие всем, самое главное направить ребенка. Кстати, внимание всех детей в принципе ограничено - это 3 минуты. При формировании психических функций, внимание развивается произвольно. Рисование подразумевает работу с цветовыми пятнами. Развитие всех психических процессов ведет к целенаправленной деятельности. Когда мы рисуем красками, мы наносим на полотно цветовые пятна, образ выстраивается с помощью цвета - так проще. В рисовании прикладывается минимум усилий, а в итоге - максимум результата, и это главная мотивация! А какой методикой работать - выбирает каждый педагог сам. Март расплавляется в широких теплых окнах. Послеобеденные минуты тикают на ярких часах в холле. Пространство будто бы застыло в преддверии вечерних занятий, когда стены детского центра «Радуга» наполнятся десятками детских звонких голосов. Но у педагога «Радуги» Светланы Ульяновой уже сейчас самый разгар рабочего процесса, вот- вот к ней придут сразу две ученицы - это чудесные солнечные малышки Лиза и Ангелина. «Неизвестно, сколько они смогут сидеть с кистью в руках. Может полминуты, а может три! Каждый раз это загадка, есть очень много разных составляющих, от которых зависит, захочет ребенок рисовать или нет»,- поясняет педагог. Первая на очереди - Лиза. С ней Светлана села рисовать в самом конце занятия. Сегодня Лиза возьмет в руки кисть буквально в первый раз. Мама и педагог гадают - проявит девочка интерес к рисованию или нет? Вначале Светлана водит кистью по бумаге, показывая малышке, как использовать художественный инструмент. Но Лиза сразу не реагирует и отодвигает от себя кисточку. Только через несколько минут она, наконец, берет ее в руки и начинает водить по бумаге. Лиза рисовала всего около полутора минут. Но для ребенка, который не так давно начал посещать занятия, это настоящий прогресс! Такой, казалось бы, короткий промежуток времени для Лизы - это длительные секунды больших и серьезных усилий. Девочка сосредотачивает внимание на одном предмете и последовательно совершает действие. Светлана считает, что это большое событие, и в скором времени Лиза будет рисовать дольше. Маленькая Ангелина рисовать и вовсе отказалась. Кроме того, девочка очень разнервничалась, когда ей предложили взять в руку кисточку. Светлана объясняет это личной незаинтересованностью малышки в художественном творчестве - девочке это просто не близко, и скорее всего, несмотря на обретение навыка фокусировки внимания в будущем, Ангелина все равно не станет рисовать. А вот у Софии явные способности к художественному творчеству! 3-х летняя девочка не просто сама рисует кистью, но и пользуется разными техниками, например, рисования пальчиками. При этом малышка даже выстраивает своеобразную композицию на бумаге. Интерес девочки к рисованию доказывает, что художественное творчество «солнечных деток» не имеет рамок и границ, что человек с особенностями в развитии ничем не отличается от обычных людей - он способен к широкой созидательной деятельности, все зависит лишь от его личной заинтересованности в том или ином виде творчества. Сейчас в педагогике все идет к тому, что феномен художественного творчества людей с синдромом Дауна перестанет быть феноменом, а станет в общественном сознании здоровой и привычной тенденцией. Так что не удивляйтесь, если в ближайшем будущем люди с ограниченными возможностями здоровья будут гораздо активнее влиять на различные процессы в современном искусстве. Видео с занятия Софии - яркое тому подтверждение! P.S Если Вы хотите поддержать проект «Солнечные дети», Вы можете сделать пожертвовании и получить радужную картину от наших солнечных деток! О том, как это сделать смотрите в разделе «Как помочь». Ну а если Вы работаете в какой-либо компании, то Вы можете организовать благотворительный аукцион для ваших сотрудников и клиентов, как это уже сделали наши партнеры: отель «Корстон», «Мечта» И РД «Менеджмент».