«Следующая станция - новый мир». Отчет о поездке в Ивановский детский дом

В эту субботу, 22 февраля, команда Благотворительного фонда «Разные дети» и тренеры-волонтеры «Академии Лайф» по поручению Александра Дмитриевича Железняка посетили Ивановский Детский Дом и пообщались с ребятами из неблагополучных семей. Да не просто пообщались, а предложили создать собственную спасательную станцию. Как можно сохранить целую планету при помощи компьютерных технологий, и открыть для себя новый необъятный мир больших возможностей?

Представьте - где-то далеко, в безграничном и бесконечно таинственном космическом пространстве есть планета, на которой произошла катастрофа и людям необходима помощь. Помочь им можем только мы с вами, так что нужно как можно скорее садиться в многоместный космический корабль нового поколения и спешить спасать далекую землю. Шутка ли, когда на тебя возложена такая большая и важная миссия, которая не каждому под силу. Ну что, все уже в полной готовности. А Вы готовы? Тогда - поехали!


Ребятам из Ивановского детского дома было предложено создать проект спасательной станции, которая поможет восстановить планету после большой экологической катастрофы. Каждый должен был выбрать для решения проблему, касающуюся одной из тем, например, очистка воды и воздуха, лечение людей и животных, обучение спасателей. Воспитанникам детского дома необходимо было описать выбранную проблему и предложить ее решение в виде спроектированного здания, которое бы органично включилось в воображаемую инфраструктуру.

Ребята из детского дома создают проект спасательной станции

Здание сначала рисовали на бумаге, а потом проектировали его 3D модель в архитектурной программе, с которой детей познакомили наши тренеры-волонтеры. Итогом работы стала защита проектов, которая проходила в три этапа. Сначала дети защищали концепцию созданного здания, потом его модель, а уже в конце выходили на сцену и представляли итог проделанной работы.

Главная задача проекта - вовлечение детей в собственное развитие через практическую демонстрацию того, что компьютер сегодня может служить отличным средством для достижения больших целей.

Сергей Долгов, генеральный директор Благотворительного фонда «Разные дети»:

Перед тем как приехать в детский дом, мы впятером в течение несколько дней готовили эту игру, чтобы с первого раза зажечь у детей в интерес к собственному развитию через работу с компьютерами. Мы много спорили, переделывали сценарий, добиваясь нужного результата. В 6 утра, в субботу, мы погрузили в автобус 10 ноутбуков и 2 принтера, которые нам передали из ДКБ «Авилон» и отправились в путь. Дмитрий, один из наших тренеров, а в данной поездке - волонтер, даже встал в 3 часа ночи, чтобы приехать на точку старта из Павловского Посада. Всю дорогу мы прогоняли программу, считали каждый блок игры по секундомеру, чтобы ровно уложиться в отведенное время и успеть реализовать все модули. В итоге у нас все получилось: нам удалось зажечь детей и они практически сразу увлеклись процессом. Мы увидели очень много реально талантливых ребят, например, Сережа, который разобрался в программе быстрее всех и сделал самый серьезный проект. Видно, что он уже к своим 13 годам «прокачанный», как сейчас говорят. А девочка Арина сделала важный вывод: «Я поняла, что теперь в будущем могу зарабатывать чертежами себе на жизнь!». У детей в детском доме есть компьютеры, но их, как правило, знакомят с технологиями только на обычных уроках информатики. Надо отдать должное руководству и сотрудникам детского дома – видно, что здесь детей любят, им хотят помогать. Мы не могли не заметить, что сам детский дом находится в отличном состоянии, в нем действительно приятно находиться. Этому, безусловно, способствует многолетняя поддержка со стороны ФГ «Лайф» и лично Александра Дмитриевича. Здорово, что теперь, когда большинство материальных проблем решено, можно сконцентрироваться на образовании и социальной адаптации ребят.


Мы построили обучение таким образом, чтобы все было просто и понятно, а главное, каждый смог создать проект самостоятельно, реализовать свою идею от задумки до воплощения. Важно, чтобы дети осознали - у них много шансов и возможностей для развития, и компьютер – один из полезных инструментов. Наша многолетняя работа с интернатами и детскими домами показывает, что через игру человек раскрывается гораздо сильнее. В данном случае ребенок не просто рассказывает о себе, а показывает, какой он и видит это сам. Я горжусь тем, что мы сделали за короткое время. Это тот формат, который позволяет с максимальной эффективностью вовлечь ребят в процесс и получить от них отдачу. .


Одной из наших задач было выявить и продемонстрировать ребятам их собственные лучшие качества и показать, что в компьютере, на самом деле, есть много полезного. Дети-сироты, как и семейные дети - талантливые, они чего-то хотят, о чем-то мечтают. Но есть большая проблема - они не верят в себя, часто не понимают, какие качества им нужно развивать. Если обычному ребенку родители это компенсируют тем, что отправляют его куда-нибудь на дополнительные занятия или занимаются с ним сами, то этим детям приходится сложнее в плане индивидуальной работы. Вторая явная проблема - это то, что обычно с такими детьми общаются отстраненно, а им не хватает простого человеческого общения. И третье - дети часто не понимают, в чем суть какой-то проделанной ими работы. То есть, например, некоторые замечательно шьют, ходят в кружок, но для них ценности в этом нет, они не знают, как получить деньги за свой продукт, они не представляют, кому и зачем это нужно.

Вопрос неуверенности в себе можно решить за счет тренингов и проектов, в которых дети могут проявить себя. И вовлекать их в процесс собственного развития на постоянной основе должна инициативная команда, любящая свое дело, тесно сотрудничающая с педагогами детского дома и искренне желающая изменить жизнь этих детей к лучшему. Многие проблемы детей можно решить за счет специальных тренингов, в которых дети будут моделировать свое будущее через программы самозанятости. Тогда вещи, создаваемые ребятами, будут реализовываться, и ребята будут учиться зарабатывать».

Дмитрий, участник поездки, тренер Академии Лайф:

Я считаю, что задача, которую перед нами ставили – выполнена. Дети захотели изучать компьютерные технологии. Не с самого начала, конечно, но в ходе работы, в ходе игры, они повеселели, подобрели, открылись. Раньше ведь никто к ним так не приезжал, никто не проводил что-то подобное. Мы изначально сосредоточили внимание не на рутинных заданиях, а на актуальности - нашли архитектурное приложение и придумали интерактивную игру. Со всеми заданиями ребята отлично справились.

Когда мы только приехали, дети, конечно, очень стеснялись. Но, узнавая нас, знакомясь, открывались всё больше. Когда мы начали работать с программой, появился азарт, и все границы, которые были до этого, мгновенно стерлись - мы стали общаться напрямую. Например, Леша – он был самый стеснительный, в начале вообще не хотел общаться, но уже к концу разговорился, был очень веселый и вовлеченный.

Больше всего поразило, конечно, то, как буквально на глазах, за такой минимальный отрезок времени дети перед нами открывались и были самими собой. Я буду очень рад съездить к ребятам еще, если появится такая возможность!

Елена Лукьянова, координатор Благотворительного фонда «Разные дети»:

Основная задача этого проекта - знакомство ребят с проектной деятельностью. Важно, чтобы у них сформировалась мотивация делать что-то дальше. Конечно, сложно по щелчку во что-то включаться даже взрослым, например, на каких-то серьезных собраниях. Для меня было ценно то, что все ребята высказались и представили проекты, а мы поддержали их в первом положительном опыте. Каждый проект нами был встречен одобрениями и аплодисментами, их одноклассники и друзья тоже совершенно искренне встретили новые идеи. Этот опыт для каждого стал позитивным, что было видно по обратной связи. Ребята написали, что все прошло "классно" и "здорово", что у них не было ничего подобного, чтобы кто-то в игровой форме проводил информативные проекты. Когда мы приехали, примерно, к часу дня, в детском доме нас спросили о том, сколько времени нам нужно - мы сказали, что часов до 6 планируем успеть. Тогда нам ответили, что столько времени точно никто не высидит и ребята устанут. Но в итоге дети еще готовы были пару часов что-то делать и общаться.

Еще ребята рассказали, что им в будущем было бы интересно узнать, например, как делать мультфильмы или как работать в фотошопе. Конечно, проект воспитанникам показался поначалу сложным, но они быстро сообразили, что нужно сначала сделать эскиз-макет, а потом все спроектировать. Были и проблемы с самопрезентацией, но нельзя сказать, что это специфическая проблема детей из детского дома - это проблема многих обычных людей в новой незнакомой ситуации.

Энки, фотограф и видеооператор Академии Лайф:

Для меня это было некоторого рода инициацией в благотворительность. Да, раньше игрушки и вещи мы передавали в социальные организации, но это было холодным действом, не имеющим какой-либо особой важности.

Я подготовила рассказ о современном дизайне в архитектуре, чтобы зажечь у ребят желание придумывать и творить. Поездка началась с самого утра. Шесть часов в пути размышлений и финальной подготовки. Я думала, мы приедем в зону непринятия и отчуждения, а приехали к хорошо воспитанным восприимчивым детям, которые ждали, чтобы для них что-то сделали.

Там я встретила Катюню - это девочка четырнадцати лет, которая выше меня на голову, наверное. Она вся словно вытянута к небу, очень интересная фигурка. Так происходит, когда люди с первого взгляда понимают, что они как-то близки друг другу. Я не могу понять, что это за отношения и ощущения, потому как это совершенно непривычная для меня социальная роль, с которой мне трудно себя ассоциировать. Мы фотографировались в зеркале, делая разные темы, при этом обе понимали, что она - воспитанница детского дома, а я какая-то тетенька-фотограф, которая пришла что-то рассказывать с какими-то другими людьми. Я добавила ее в друзья Вконтакте, и в тот же вечер ко мне добавилось еще несколько ребят из группы, с которыми мы работали в тот день. Они стали спрашивать, приедем ли мы еще, а Катя вообще теперь ждет меня 5 марта к себе на День рождения.

Я пересылаю им их фотографии. Это пока максимум, что я могу для них сделать. Благотворительность - это когда хочешь сделать кому-то благо. Эти детишки, которые находятся где-то в Иваново в детском доме, так далеко и так близко, теперь в моем сердце. Мне теперь сложно заснуть, и я думаю о ребятах. Не потому, что я хочу участвовать в том, что вроде бы считается правильным. И это не те, кто больше всех нуждается в моей поддержке, но я постоянно теперь размышляю о том, а чему бы я могла научить этих детей и что для них сделать. Может быть, это даже просто передача собственного жизненного опыта. Но один раз в детдом не ездят - и я теперь понимаю почему.

Ольга Юрьевна, заведующая учебной частью Ивановского детского дома:

Мероприятие важное и нужное, эмоции исключительно положительные. Знаково то, что на занятии дети смогли совместно поработать над большим проектом, и каждый выбрал свое направление. Дети работали очень усердно около 5 часов, я была удивлена усидчивости и интересу, обычно такого за ними не наблюдается. Все сопровождалось позитивными эмоциями. Наставники из «Разных детей» и «Академии» оказывали воспитанникам поддержку техническую и эмоциональную, дети смогли поверить в себя. Ребята полностью раскрылись, поняли, что они способны на многое. Очень хотелось бы, чтобы подобные занятия проходили чаще, дети очень ждут следующей встречи. Эмоции и результат - все со знаком плюс!

Проект был сложный, защитить его было не так легко, в том числе из-за нехватки знаний социума и функционирования каких-то объектов, но важно, что ребята увидели, как правильно применять свои знания компьютерных технологий в различных сферах жизни, что, безусловно, будет способствовать их социальной адаптации.


Возврат к списку