Проект «Солнечные дети» на базе Монтессори-среды центра «Радуга» 07.02.2013 / Новости Интеграционные группы, в которых обучаются и развиваются дети от 8 месяцев до 18 лет с синдромом Дауна и с другими особенностями в развитии, наряду с обычными здоровыми детьми. Что такое «Монтессори» «Монтессори» — это образовательная система для детей, названная по имени создательницы, Марии Монтессори. Кто такая Мария Монтессори? Это женщина, чьё имя у всех на устах. Она — философ, учёный, педагог, психолог, медик, профессор антропологии и гигиены, а её портрет был напечатан на денежных купюрах наряду с королями и правителями. В самом начале 20-го века она создала уникальную систему свободного воспитания детей. Мария Монтессори сумела доказать: дети учатся с увлечением, испытывают настоящее счастье познавательного труда, если только предоставить им свободу выбора, отнестись внимательно к их возрастным и индивидуальным способностям, перестать подгребать всех под общие стандарты. И с тех пор во всем мире открываются дошкольные группы и школьные классы, работающие по методу Марии Монтессори. Свободное образование становится все более популярным в разных странах и у разных народов. Но в те времена Монтессори группа была экспериментом, который позже стал настоящим прорывом в образовании для многих стран в мире. В чем особенность системы Монтессори? Мария Монтессори начинала работать с очень сложными детьми — это были сироты, сильно отстававшие в развитии от своих сверстников. Результаты были ошеломляющие — эти дети не только догнали в развитии своих здоровых сверстников, но и по некоторым параметрам опередили их. Мария Монтессори отследила и сформулировала законы, которым подчиняется развитие и формирование человека, его становление как неповторимой личности и его путь к самореализации. Первые группы, которые начали вести её последователи, посещали очень разные дети — они отличались по возрасту, состоянию здоровья, национальности и даже иногда разговаривали на разных языках. В наше время система Марии Монтессори получила большое распространение в России. В Москве действует больше сотни центров и садов, для детей с 8 месяцев до 6 лет, которые так или иначе используют эту методику. И тем не менее, здесь тоже есть свои проблемы, одна из которых — недоступность системы для тех, кому она предназначена. Образование по системе Монстессори доступно не для всех детей Родители детей с синдромом Дауна не всегда могут привести своего ребёнка в группу, потому что все остальные начинают сторониться этого ребёнка, в некоторых случаях наотрез отказываясь находиться с ним в одном пространстве. Родители ребёнка иной национальности сталкиваются с обидными насмешками в свой адрес, также с нетерпимостью и зачастую негативным отношением, сформированном в нашем обществе различными предрассудками. Родители детей с физическими недостатками боятся, что их ребёнка не примут и будут сторониться, потому что он «не такой». Малообеспеченные семьи, живущие за чертой бедности, просто не могут позволить себе отвести ребёнка на занятия. Мы решили изменить ситуацию Впервые в нашем Центре создаётся интеграционная Монтессори-группа. Особенностью этой группы будет то, что дети с синдромом Дауна и с особенностями в развитии будут посещать эту группу наравне со здоровыми детьми. Наша Монтессори-среда 2 кабинета, 4 комнаты и более 600 разновидностей материалов для детей от 1 года до 6 лет — центр «Радуга» обладает самой насыщенной и развивающей средой в ЮВАО, что официально подтверждено Ассоциацией Монтессори-Педагогов. Наше решение Мы, взрослые, собираем их под одной крышей, чтобы подарить им уникальный шанс стать свободными в выборе, добрыми, умеющими любить и принимать любовь, уверенными в себе и успешными людьми. Сейчас детей, имеющих нарушения в здоровье, инвалидность или внешние физические недостатки называют детьми с особыми потребностями или «особенными детьми». К таким детям относятся настороженно, о них мало знают и их предпочитают избегать. Мы уверены, что благодаря нашей работе люди станут толерантными, милосердными, высоконравственными, способными оказать помощь попавшим в трудную ситуацию, способными на искреннюю дружбу и свободный выбор, способными любить. Мы знаем, как это изменить! Цели проекта Социализация детей с синдромом Дауна и других «особенных» детей; Формирование и укрепление навыков самостоятельности и самообслуживания у детей с синдромом Дауна; Развитие всех мозговых функций соответственно возрастным периодам детства; Пропаганда идей толерантности, терпимости и милосердия у всех активных участников проекта и пассивных наблюдателей. Описание интеграционной группы Формат работы интеграционные группы рассчитаны на детей от 8 месяцев до 7 лет. Дети до 3 лет посещают группу в сопровождении близкого взрослого или родителя, более старшие дети 3-7 лет могут находиться в группе самостоятельно. Вся работа разбивается на два этапа: Самые маленькие дети приходят в группу вместе со своей мамой. Дети начинают заниматься самостоятельно. Количество детей в группе — 8 человек. Количество педагогов в младшей группе 1, в старшей — 2. Что даст проект «Солнечные дети» самим детям: Социальная адаптация, ребёнок будет уверенно чувствовать себя в обществе среди чужих людей; Развитие социальных и коммуникативных навыков; Развитие двигательной активности, владение своим телом, координация движений; Развитие мелкой моторики, сенсорных способностей; Развитие когнитивной сферы — внимания, восприятия, памяти, мышления, речи; Освоение математических символов и знаков; Подготовка к чтению и письму; Формирование навыков самообслуживания и ухода за окружающей средой. Что даст проект "Солнечные дети" родителям и сопровождающим взрослым: Овладение приёмами взаимодействия со своим ребёнком; Умение замечать и принимать индивидуальные особенности своего ребёнка и других детей; Умение уважать желания и потребности ребёнка, быть активным участником в его жизни; Расширение знаний по развитию и воспитанию ребёнка; Уверенность в себе как в родителе, обретение новых отзывчивых друзей; Формирование толерантного отношения к людям, непохожим на большинство. Что даст проект «Солнечные дети» сторонним наблюдателям: Все, кто увидит «особенных» детей, посещающих наш центр, осознают, что находиться рядом с такими детьми не страшно, что они в первую очередь тоже дети, как и их собственные. Возможно, кто-то изменит свои жизненные ценности и станет по-другому относиться к «особенным» людям. Посредством просветительской деятельности и наглядных примеров у очень многих людей разрушатся стереотипы о людях с синдромом Дауна. Ну и самое главное — взрослые люди станут терпимее, добрее и толерантнее, и обязательно передадут эти качества своим детям. Продвижение проекта В дальнейшем мы планируем вынести данный проект за пределы нашего центра, чтобы передать эту модель другим организациям, заинтересованным в привлечении внимания общества к острым социальным проблемам детей с синдромом Дауна и других детей, отличающихся от большинства.